Ветер стеной, собаки «летают». Каково это — жить за Полярным кругом

Наталья Кожина
27 декабря 2018, 12:29
0
118
Авторская колонка

Сильнейшие метели, сбивающий с ног ветер и низкая температура — жители Норильска как никто знают, что такое непогода. Рассказы о замерзающих в — 15 °C москвичах их забавляют, ведь — 15 °C для норильчанина — это даже не повод надеть зимние ботинки. Что уж говорить о наших «сильных ветрах» в сравнении с их «черной пургой». Юрий Логинов — коренной норильчанин. За свои 33 года молодой человек был свидетелем самых разных капризов погоды. О том, как живет его родной город во время «черной пурги», когда скорость ветра превышает 40 м/с, он рассказал АиФ.ru. 

Городские легенды

«Черная пурга» всегда проходит в Норильске с размахом: ветер сносит с ног, а видимость сильно ухудшается. Говорят, что если вытянуть руку, не будет видно кончиков пальцев. Но мне кажется, норильчане слегка преувеличивают. Обычно видимость в городе ограничивается 3-4 метрами. Хотя я слышал историю о водителе, который вышел из машины в сильную пургу и уже не смог вернуться. Когда на улице стихло, его нашли мертвым буквально в 10 метрах от автомобиля. Но не берусь утверждать, что это реальный случай, а не городская легенда. Зато ветер в такую непогоду действительно мощный — 30 м/c и выше. Иногда он как будто толкает тебя в спину и заставляет бежать, иногда встает стеной, и ты вроде бы передвигаешь ногами, но сдвинуться с места не можешь. Из-за роликов в интернете многие думают, что в пургу мы передвигаемся на четвереньках. Честно скажу, что в жизни я ничего подобного не видел и сам никогда так не делал.

Многие знают шутку, что Норильск это город, в котором до дома можно долететь. И в ней, как в любой шутке, есть доля правды. Но лишь доля. Конечно, ветер не подхватит тебя как бумажку, он просто может снести на несколько метров или повалить в сугроб. Даже меня иногда сдувает, что уж говорить о женщинах и детях. 

Как бы странно это ни звучало, но самая главная опасность во время «черной пурги», да и просто при сильном ветре — кровельные листы, которые иногда срывает с крыш, и другие ненадежно закрепленные элементы конструкций, плюс рекламные баннеры, строительный мусор и т.д. Бывали случаи, когда людей ими убивало. Надо мной однажды тоже пролетел кровельный лист, неприятное ощущение, скажу я вам. Так что в непогоду надо чаще смотреть по сторонам.

«Летающие» собаки

Я спокойно отношусь к пурге, если нужно куда-то сходить, сидеть дома и ждать, пока все успокоится, точно не буду. Для таких особых случаев у меня припасены горнолыжные очки и шарф-труба. Надо просто замотаться как следует, и можно идти на улицу. Кстати, своей жене я тоже прикупил такой комплект «на выход». Так что на работу она доходит с идеальным макияжем, под очками тушь не размывается. Не понимаю, почему другие не пользуются этим крутым лайфхаком. Видимо, обмороженное лицо норильчанам нравится больше. В очках я легко могу прогуляться в любую погоду, «опустил забрало» и смотришь, как мимо тебя пролетают собаки. По поводу собак я, конечно, утрирую, хотя мне кажется, что если в такую погоду вывести йоркширского терьера, он будет болтаться на поводке, как воздушный змей. 

Сильно утепляться в пургу не имеет смысла, потому что температура обычно не очень низкая. Я ношу пуховик, свитер, джинсы и самые простые демисезонные берцы. На остановке в них, конечно, не постоишь, а пока двигаешься, очень даже комфортно. Главное чтобы ботинки были высокими, ведь во время пурги сугробы вырастают быстро.

Еще одна проблема норильчан — заметенные в пургу подъезды. Несмотря на то, что большинство из них находится на приличном расстоянии от земли, иногда открыть дверь в дом бывает проблематично: от входа остается небольшая щель, приходится либо протискиваться, либо убирать снег. Но это мелочи по сравнению с тем, что происходит с гаражами, их во время сильной метели обычно заметает до самой крыши. Хотя мне грех жаловаться, я купил себе гараж с очень удачным расположением, его практически не заносит, в отличие от соседских. Когда пурга заканчивается, и все мужики идут откапывать машины, я жарю шашлычок и попиваю пиво, глядя на всю эту картину. Непогода для некоторых норильчан не повод забывать о моде. Во время моего студенчества на пике популярности были шапки-обманки, даже если ты носил ушанку, размотать уши у нее во время метели никому и в голову не приходило. Лучше ходить с обмороженными мочками, зато «на стиле». Сейчас у школьников и студентов другая фишка — они подворачивают брюки. И в снег, и в метель, и в мороз суровые полярные хипстеры не сдаются. А зря, в Норильске такие вещи могут быть опасными. 

Работа подождет 

Если погода совсем ужасная, то в городе объявляют актировку. Мне кажется, все норильские школьники молятся, чтобы в учебном году их было как можно больше, ведь можно не ходить в школу и тебе за это ничего не будет. Легитимно прогуливают уроки учащиеся не только младших классов, но и старших тоже.

Когда я учился в школе, то каждое мое утро начиналось с того, что я смотрел в окно на фонарный столб. Если его шатало в разные стороны, я понимал, что на уроки сегодня можно не идти. А чтобы подтвердить свои догадки на 100%, звонил в специальную службу. Несмотря на то, что актировки объявлялись для того, чтобы дети сидели дома, для меня и моих друзей это означало лишь одно — пришло время гулять. Мы отлично проводили время — рыли пещеры в сугробах или прыгали в них с гаражей. В самые ветреные месяцы — февраль и март, наши импровизированные «каникулы» иногда затягивались на неделю.

Кстати, для взрослых людей тоже есть актировки. Когда на улице начинается «черная пурга» и перестают ходить даже автобусные колонны, разрешается не ездить на работу. А те, кому в этот момент «посчастливилось» находиться на комбинате, заступают на вторую смену подряд. 

Ад на земле

Как добраться на работу, когда на улице начался «армагеддец», но актировки нет? Есть только один вариант — колонна. Это когда одновременно едут сразу несколько автобусов, примерно 10-15 машин, а возглавляет это шествие обычно снегоочистительная техника. С самого утра ты идешь на автовокзал, где к этому времени собирается практически весь город, и когда подъезжает транспорт, пытаешься втиснуться внутрь. Хотя чаще всего даже не надо передвигать ногами, толпа сама тебя подхватит и внесет. Давка жуткая. Шансы занять место в такой ситуации равны нулю, если ты просто встал — это уже победа, потому что обычно носком одной ноги ты еле касаешься пола, а вторая у тебя при этом болтается где-то в воздухе. Мне кажется, что колонна — это ад на земле. Тем, кто в ней побывал, уже ничего не страшно. 

К счастью, я уже много лет не езжу на колоннах, поскольку являюсь машинистом и добираюсь на работу на тепловозе. Но иногда стихия может остановить и его. Если идти на скорости с горы, то перемет, сугроб, который наметает прямо на пути, легко проскочить. Но если идти под гору, да еще с поездом, шансы застрять велики. Был случай, когда мужики у нас пришли на работу на 12 часов, а в итоге задержались больше чем на сутки: влетели в перемет и не смогли его пробить до конца. Пока стояли, их замело еще сильнее. Чтобы вы понимали масштабы катастрофы, представьте большой тепловоз — 2ТЭ116. У него довольно высоко находятся двери, примерно 2 метра от земли. Снег добрался и до них. Чтобы выйти (благо сама дверь открывается внутрь) пришлось копать себе туннель наверх. Для таких экстренных случаев на больших тепловозах мужики иногда оставляют «заначку». А я беру с собой парочку «аварийных» сникерсов. 

С ветерком на вездеходе 

У каждого коренного норильчанина есть не одна история про непогоду. Я не исключение. В 2008 году, который, кстати, был одним из самых ветреных на моей памяти, я отработал свою последнюю смену в строительной организации перед увольнением и собирался ехать домой, но началась сильная пурга. К сожалению, в тот день колонна до комбината не доехала, она сломалась по дороге, находившихся в ней людей эвакуировали вездеходами, автобусы остались стоять, образовав большую пробку. Женщин и детей, которые в тот момент, как и я, застряли на заводе, тоже было решено отвезти до Норильска на вездеходах. Узнав об этом, я предложил другу пойти посмотреть на это зрелище. В итоге там нашлись свободные места и нам тоже предложили поехать в город. Веселая была поездка, оказывается, вездеход идет довольно мягко и комфортно, правда, очень шумно, разговаривать в нем неудобно. Расстояние примерно 15 километров мы ехали около 30 минут. Но на этом мои приключения не закончились: потом мне нужно было доехать до Кайеркана, раньше это был самостоятельный город, а сейчас — отдаленный район Норильска. Эту часть пути мы проделали на пассажирском КАМАЗе, их у нас называют «Парма». Машина хорошая, с классной проходимостью, но пока от пункта А доедешь в пункт Б, она вытрясет из тебя всю душу. То еще удовольствие. 

К счастью, серьезные метели случаются в Норильске не каждый день, намного чаще здесь просто очень холодно, когда шкала на спиртовых термометрах заканчивается, а техника начинает ломаться. Для меня комфортная температура −30°C, главное, чтобы не было ветра. 

Все мы любим свой город и... мечтаем из него уехать. Ближайшие лет 5 я точно проведу здесь. Хочу доработать северный стаж и получить «колесные годы». Но как показывает практика, сюда многие приезжают на 2-3 года или откладывают переезд на некоторое время, а в итоге остаются до пенсии. У Севера есть одна необъяснимая особенность: он так просто не отпускает.

Источник: Аргументы и факты

Комментарии
скрыть комментарии
Комментарии:
Наверх
Вход
Войти через соц. сети
Зарегистрироваться
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты для восстановления пароля. На указанный вами адрес электронной почты будет отправлено письмо
Предложить новость
Перетащите сюда или выберите файл