
Пресс-тур столичных журналистов на открытие просветительского центра «Белый мишка» в Норильске организовал Экспертный центр ПОРА («Проектный офис развития Арктики») вместе с Экологическим фондом Сибирского федерального университета. «Белый медведь — важнейший элемент арктической экосистемы, символ России и нашего Норильска, — рассказывает менеджер региональных проектов ПОРА, коренная норильчанка Олеся Кужель. — Сегодня много говорится, что белые медведи погибают от изменений в климате планеты. Однако мы планируем сделать акцент на необходимости защиты этих зверей от браконьеров, от невежества. Чтобы белый медведь не стал частью истории».
О том же говорит проректор по науке Сибирского федерального университета и директор Экологического фонда университета, доктор биологических наук Михаил Гладышев: «Экофонд СФУ реализует и активно поддерживает различные проекты, связанные с охраной окружающей среды на территории Красноярского края. И мы, разумеется, не могли обойти стороной проблему сокращения популяции одного из ключевых жителей арктической зоны — белого медведя. В России проблема браконьерства до сих пор стоит очень остро, и, к сожалению, основной угрозой для этого животного сегодня является человек. Надеемся, благодаря комплексной кампании, ориентированной как на взрослых, так и на подрастающее поколение, мы сможем позитивно влиять на сложившуюся ситуацию».

Статистики утверждают, что на арктических территориях России (треть мировой площади) проживают 2,5 млн человек и всего лишь 5-6 тысяч белых медведей — из общемировой численности в 20-25 тысяч голов (оценка Всемирного фонда дикой природы (WWF). При этом крупнейшей в мире считается чукотская популяция белого медведя — более 3 тысяч. Здесь же отмечено наибольшее количество браконьерских отстрелов «хозяина Арктики» — экологи называют до 300 жертв в год. Не исключено, что эти оценки завышены, своего рода проявление «медвежьей болезни», но повод для тревоги, безусловно, есть. Даже по оптимистичным прогнозам Международного союза охраны природы, к 2050 году белых медведей во всем мире станет на треть меньше (по пессимистическим — на все 60%).
Понятно, борьбой с браконьерами, поиском добытых ими шкур должны заниматься правоохранительные органы, и ПОРА вместе с Сибирским федеральным университетом силовикам здесь не конкурент. Но у них другая задача: добиться, чтобы само понятие «убийство белого мишки» в сознании стало тождественным убийству человека. И чтобы появилось осознание того, что природа не терпит панибратства. Пока такого понимания нет.

Как-то в окрестностях Норильска появилась белая медведица. Пришедшая неизвестно откуда и очень голодная. Может быть, шла на запах какой-нибудь помойки, но скатилась со снежной горы на территорию склада взрывчатых веществ при руднике «Маяк». Сторожихи испугались до безумия и позвонили в полицию. Стражи порядка оперативно прибыли и... застрелили непрошеную гостью. Хотя могли (и должны были!) сообщить по соседству в Институт сельского хозяйства Крайнего Севера, где имелись и нужные специалисты, и ружья, заряженные шприцами со снотворным. В общем, медведицу могли обездвижить и вывезти на морское побережье, где ей и место. А вместо этого убили...
Была в Норильске и медведица Айка, которую сосунком привез из зоопарка города Николаева кинооператор местной студии телевидения Юрий Ледин, давно мечтавший снять фильм о белых медведях. Даже придумал сюжет: во время съемок где-нибудь на полярных островах им встретятся дикие медведи, Айка войдет в их семью и останется жить в Арктике.

А до той поры Юрий стал ей почти отцом, а его дочь Вероника — почти сестрой медвежонка. Они выкормили и воспитали Айку как родную. Молодая медведица гуляла с «родней» по городу даже без поводка (до двухлетнего возраста медвежата не отходят от матери).
А сюжет все-таки не получился: на острове Чамп (Земля Франца-Иосифа), где Ледин с Вероникой почти полгода жили в фанерной палатке по соседству с медведями, Айка не признала диких сородичей, а они — ее. Пришлось Ледину с Айкой возвращаться домой вместе. В городе взрослому медведю не место, и Юрий невероятными усилиями устроил медведицу в Берлинский зоопарк — лучший в мире. А та после разлуки с «папой» двое суток не переставая выла. И прожила только год: по одной версии, сорвалась с искусственной скалы, по другой — умерла от тоски. Оказалось, что нельзя воспитывать медвежонка как родного... Особенно белого.

Вот такие два непохожих случая с одинаковой причиной — отсутствие специальных знаний, непонимание, что медведь не пугало и не игрушка для детей и взрослых, а коренной, самостоятельный житель арктических просторов, требующий к себе уважения и понимания. В итоге две истории с одинаковым финалом. Как у нас уже принято говорить, «хотели как лучше...».
Теперь в рамках проекта «Спасем белого мишку» специалисты ПОРА начинают заниматься повышением экологической грамотности населения. Причем ставку делают на младшее поколение: для начала норильские школьники 1-2-х классов придут в Центр познавательного досуга «Белый мишка». Педагоги разработали программу из 67 занятий. В эколого-просветительский курс вошли оригами, лепка, рисование, компьютерная графика и другие развивающие практики.

«Мы не будем проводить с детьми уроки про то, кто такой белый медведь и где он живет, а будем говорить, какое место он занимает в природе, в истории, в жизни и фольклоре коренных северных народов, — делится планами Олеся Кужель. — Формирование экологических установок у человека начинается в детстве. Мы хотим, чтобы в будущем сегодняшние ребята ответственно относились к сохранению природы и белого медведя в частности, не считали красивым и допустимым использовать в жилом интерьере его шкуру...»
В дальнейших планах организаторов проводить экологические уроки для учеников 3-4-х классов, потом и для ребят среднего школьного возраста. Вы спросите, почему для этого выбран именно Норильск? Конечно, в первую очередь из-за географии, ведь до Северного полярного круга отсюда 400 км — на юг, с другой стороны, до Северного Ледовитого океана, где живут те самые белые медведи, которых нужно спасать, около 500 км.
В недалеком будущем ПОРА планирует открывать такие центры и в других населенных пунктах Арктической зоны России. То есть Норильск — это только начало в хорошем деле сбережения медвежьего народа.
Источник: http://www.trud.ru/